Лимарев В.Н.
Эстетическое восприятия мира тайскими буддистами.
Литературный перевод на тайский язык индийского эпоса “Рамакиан” - заслуга основателя тайской династии генерала Чакри известного под именем Рама 1 , который занял престол в результате государственного переворота в 1782 году. Создание эпоса в 1807 году дало толчок к развитию тайского искусства, которое выразилось в удивительных и прекрасных тайских буддийских комплексах, которых по стране десятки тысяч.
Россияне впервые увидевшие тайские буддийские храмы испытывают эмоциональный шок. Обилие золотого блеска в сочетании с изысканными формами монстров создает иллюзию того, что ты попал в сказочный мир на другой планете.
Сын Рамы Первого - Рама Второй, так же как и отец, был наделен поэтическим восприятием мира, благодаря этим правителям Таиланд стал превращаться в сказочную страну, в которой основная творческая энергия народа воплощается в создании многочисленных произведений искусства.
Человек, попавший в эту страну, быстро привыкает к обилию монастырей, буддийских храмов и ему начинает казаться, что они однотипны и канонизированы по своей архитектуре, но это далеко не так. В каждом из храмов, которые мне удалось посетить на территории Таиланда, я находил что-то новое и оригинальное - нужно только уметь видеть оценивать талант мастеров создающих эти шедевры.
В одном из храмов меня поразил, блеск на солнце статуи тайской змеи. Я подошел очень близко, чтобы разгадать секрет этого феномена. Оказалось, что в гипсовую статую вставлено множество обыкновенных маленьких гвоздиков, на которых свободно болтаются маленькие круглые блестящие диски. Кода ветер шевелит эти диски, они поворачиваются, посылая зрителям тысячи солнечных зайчиков.
Я не смог разгадать секрет храма, который видел из окна гостиницы в Чангмае. В солнечную погоду под куполом изогнутой крыши загоралось яркое свечение. Два рядом стоящих храма посылали в мой номер яркие солнечные зайчики, которые сверкали как необычайно яркие звезды.
Искусство всегда стремилось поразить воображение зрителя, удовлетворить потребность человека в прекрасном.
Статуя спящего Будды находится на территории монастыря ПХО- ВАН ПХО. Этот монастырь получил вторую жизнь на месте старого буддийского храма во времена правления Рамы1, то есть в период, когда Бангкок стал столицей Таиланда.
Будда этого монастыря является самым большим в мире лежащим Буддой. Его размеры 46 метров в длину и 15 метров в высоту. Будда изображен в ожидании достижения нирваны. Из-за того, что помещение, в котором обрел свой покой “Спящий Будда” представляет собой узкое и длинное помещение с подпорками, с входом у головы статуи, увидеть и насладиться масштабами этого изваяния трудно. Сфотографировать Будду можно только из одного места, расположившись у ног Будды.
Спящий Будда на острове Пинанг (Малайзия) меньших размеров, но эмоциональный заряд от его обзора гораздо сильней, чем у Спящего Будды Бангкока. Этот величественный Будда встречает посетителей во всей своей красе, так как между Буддой и посетителями входящими в дверь, расположенную в середине здания, нет перегородок. Лежачий Будда с острова Пинанг имеет совсем другие очертания, и, вероятно, был создан китайцами, хотя сопровождавший нас гид-китаец упорно пытался убедить, что это не китайский храм, а тайский. Китайское искусство – это тема уже для другого разговора.
главная