Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Биография Великого Учителя Будды.

(в соответствии с сохранившимися легендами)

Часть8. Сангха - общество духовных последователей Будды.

Будда среди учеников. Живопись в тайском дворце.  (Фото Лимарева В.Н.)

Сделавшись главой значительного числа последователей, Будда установил правила их жизни иличным примеров поддерживал эти правила.

Общество духовных последователей Будды называлось санчха, члены  его – бикшу, что значит нищие, потому что вступившие в общество давали обет соблюдать бедность и не иметь собственности, исключая необходимых для жизни вещей.

Кастовые различия в обществе не признавались – все были равны, и только прежде поступившие в общество имели большее значение, чем вновь поступившие.

Бикшу  должен был отличаться прямодушием, правдивостью, быть постоянно ласковым, спокойным, приветливым, держать себя с сознанием своего достоинства. Платье бикшу обязаны были носить сшитое из старых, брошенных, но чисто вымытых лоскутков. Оно должно быть желтого цвета, шилось по образцу плаща, который Сиддхартха Готама носил во время бегства из дворца. По примеру учителя, бикшу брили голову и подбородок.  Все имение бикшу заключалось в трех одеждах (по числу времен года), коврике, чаше для подаяния, иголке с нитками и паре чулок с башмаками.

В общину имели право вступать люди, обнаружившие твердое намерение стремиться к спасению, за исключением больных с заразными и неизлечимыми болезнями, несовершеннолетних без согласия родителей, рабов, пока они не приобрели свободу законным путем, а так же преступников. Также не принимались должники, пока не уплатят своих долгов.  Не принимались в общину стоящие на службе чиновники.

При поступлении в общество, новичок должен был, под наблюдением избранного им из числа авторитетных бикшу - руководителя, пройти испытательный срок. Испытание для взрослых продолжалось четыре месяца. Для несовершеннолетних до достижения ими совершеннолетия.

После того, как испытуемый делался бикшу,  он в любую минуту мог оставить общество  - выход из общества был свободным.

Женщины - бикшуни жили отдельно от мужчин и, в отличие от мужчин, жить в одиночестве им запрещалось.

День Будда и его ученики проводили следующим образом: они вставали вместе с проблесками зари и раннее утро проводили в духовных занятиях и беседах. Затем они направлялись в ближайший город  или селение с чашей для подаяния в руках, с упущенным к земле взором. При входе в селение бикшу расходились по улицам, сохраняя глубокое молчание. Они никогда не произносили просьб и только протягивали свою чашу в ожидании подаяния. Они так же спокойно принимали и отказ в подаянии, как и богатую милостыню, брали подаяния без различия у бедных и богатых, следуя по порядку домов.

Учение приносит подаяния учителю. (Барельеф на стене древнего храме  в провинции Чангмай в Таиланде)

Подаяние обычно состояло из вареного риса или каких-либо других съестных припасов.

К полудню бикшу возвращались обратно.

Одна часть набранных подаяний отдавалась бедным, другая для диких зверей и птиц, остальное шло на общий обед.

Остаток дня бикшу проводили в беседах или, предавались созерцанию в уединенном месте, сидя с поджатыми ногами и держа тело прямо, в позе,  в которой часто изображают Будду. По буддийским легендам   такую позу имел Сиддхартха Готама  еще в утробе матери.

Летом, в сезон дождей, бикшу расходились  по окрестным деревням, так как было трудно собираться вместе. Каждый бикшу выбирал себе какую-либо деревню, здесь, в полном уединении, проводил четыре месяца. Это было так называемое летнее сидение. По окончанию сезона дождей опять сходились вместе.

Собравшись вместе, бикшу делали отчет о своем духовном самоусовершенствовании, достигнутом при уединении.  С началом осеннего сезона бикшу расходились по Индии для распространения учения. Сам Будда странствовал по Косале и Магадхе.

Известно, что из бамбуковой рощи Велувана Будда с общиной переселился в окрестности города Кошала, так как один из богачей города Кошала Суддата пригласил Будду навестить его и сделал его общине подарок- сад-парк Джутавану для того, чтобы Будда жил рядом с городом Кошала.



  • главная