Лимарев В.Н.
Биография Великого Учителя
Будды.
(в соответствии с сохранившимися легендами)
Часть4. Шакьямуни становится Буддой – «осененным истиной».
На берегу реки Нираньяжары в местечко Урувилва (в настоящее время Бодх-Гае в индийском штате Бихар), Шакьямуни, предался размышлениям, сидя под деревом бодхи.
В один из дней у него внезапно произошло озарение: он понял, что жизнь полная удовольствия и похоти и жизнь добровольных страданий - равно далеки от правильного пути. Правильный путь лежит посередине - истинный благородный путь. Это самоуглубление для познания истины, путь, ведущий к покою и просветлению духа.
Узнав о существовании правильного пути и «четырех благородные истинах» - он стал «осененный истинной», то есть Буддой.
Благородные истины формулируются в той последовательности, в которой врач исследует больного и дает рекомендации к его лечению.
В роли больного выступает непросветленный страдающий народ, стремящийся к избавлению от страданий.
Первая благородная истина является констатацией, что человечество больно, то есть то, что «жизнь в мире полна страданий (духкха)». Страдания человека сопровождают всю его жизнь от рождения до смерти - это болезни, разлука с близкими людьми, недостижимые желания, немощная старость …Удовольствие не может прекратить страдание, так как любое удовольствие завершается страданием, страданием от утраты удовольствия.
Страдание – одна из основополагающих функций человеческого существования (бытия).
Вторая благородная истина – это установление причин болезни - причин страданий человека: основная причина страдания это жажда бытия (танха), ведущая от перерождения к перерождению – это стремление к индивидуальному счастью, влечение к удовлетворению индивидуальной чувствительности.
Третья благородная истина – это истина о том, что есть способы лечения болезни – есть возможность прекратить страдания. Смерть не может прекратить страдания, так как после смерти человек переходит из одной жизни в другую. Для того чтобы прекратить страдание необходимо уничтожить бытие, положить предел перерождениям. Прекращение страданий заключается в устранении жажды бытия через полное уничтожение желания. Таким прекращением страдания является Нирвана, то есть состояние полного покоя и освобождения от перерождений.
Нирвана – такое душевное состояние, когда уничтожается всякая жажда бытия, и исчезают все страсти, - состояние которое выше всякой действительности, в нем существо отрешено от всякого движения жизни, погружается в совершенный душевный покой.
Четвертая благородная истина – назначение лечения, указание пути ведущему к прекращению страданий - это Благородный Восьмеричный Путь.
Человек должен в себе подавить всякое стремление к существованию, всякое желание, страсть, уничтожить жажду бытия, положить предел перерождениям. Это можно сделать, следуя Высоким Восьмеричным Путем, то есть следуя:
праведной вере,
с истинными намереньями и решимостью,
с праведной речью,
подтверждая слова истинным делом (поступками),
то есть, ведя праведный образ жизни,
с истинным стремлением,
при чистых помыслах
в состоянии высшего самососредоточения.
Восьмеричный путь включает в себя этапы мудрости, которые делятся на 2 ступени мудрости; этап нравственности в 3 ступени и этап медитативно-созерцательного сосредоточения в 3 ступени.
Под деревом ботха у Будды было озарение и теперь было необходимо четко сформулировать, что же необходимо человеку для достижения Нирваны. Будда со своими мыслями и виденьем мира отправляется в город Раджагрихи, в окрестностях которого жил известный мудрец Удрака Рамапутра.
Согласно легенде с ним в дорогу направился Калама и ученики Каламы, они к этому времени уже признали главенство Будды.
главная