Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Биография Великого Учителя Будды.

(в соответствии с сохранившимися легендами)

Часть4. Шакьямуни становится Буддой – «осененным истиной».

Буддой – осененным истиной. Таиланд. Чангмай. (Фото Лимарева В.Н.)

На берегу реки Нираньяжары в  местечко Урувилва (в настоящее время Бодх-Гае  в индийском штате Бихар),  Шакьямуни, предался размышлениям, сидя под деревом бодхи.

В один из дней  у него внезапно произошло озарение: он понял, что жизнь полная удовольствия и похоти и жизнь добровольных страданий  - равно далеки от правильного пути.  Правильный путь лежит посередине - истинный благородный путь. Это самоуглубление для познания истины, путь, ведущий к покою и просветлению духа.

Узнав о существовании правильного пути и  «четырех  благородные истинах» -   он стал «осененный истинной», то есть Буддой.

Благородные истины формулируются в той последовательности, в которой врач исследует больного и дает рекомендации к его лечению.

В роли больного выступает непросветленный страдающий народ, стремящийся к избавлению от страданий.

Первая благородная истина является констатацией, что человечество больно, то есть то, что «жизнь в мире полна страданий (духкха)». Страдания человека сопровождают всю его жизнь от рождения до смерти - это болезни, разлука с близкими людьми, недостижимые желания, немощная старость …Удовольствие  не может прекратить страдание, так как любое удовольствие завершается страданием, страданием от утраты удовольствия.

Страдание – одна из основополагающих  функций  человеческого существования (бытия).

Вторая благородная истина – это установление причин болезни - причин  страданий человека: основная причина страдания это жажда бытия (танха), ведущая от перерождения к перерождению – это стремление к индивидуальному счастью, влечение к удовлетворению индивидуальной чувствительности.

Третья благородная истина – это истина о том, что есть способы лечения болезни – есть возможность прекратить страдания. Смерть не может прекратить страдания, так как после смерти  человек переходит из одной жизни в другую. Для того чтобы прекратить страдание необходимо уничтожить бытие, положить предел перерождениям. Прекращение страданий заключается в устранении жажды бытия через полное уничтожение желания. Таким прекращением  страдания является Нирвана, то есть состояние полного покоя и освобождения от перерождений.

Нирвана – такое душевное состояние, когда уничтожается всякая жажда бытия, и исчезают все страсти, - состояние которое выше всякой действительности, в нем существо отрешено от всякого движения жизни, погружается в совершенный душевный покой.

Четвертая  благородная истина – назначение лечения, указание пути ведущему к прекращению страданий - это Благородный Восьмеричный Путь.

 Человек должен в себе подавить  всякое  стремление к существованию, всякое желание, страсть, уничтожить жажду бытия, положить предел перерождениям. Это можно сделать, следуя Высоким Восьмеричным Путем, то есть следуя:

праведной вере,

 с истинными намереньями и решимостью,

с праведной речью,

подтверждая слова истинным делом (поступками),

то есть, ведя праведный образ жизни,

с  истинным стремлением,

при чистых помыслах

в состоянии высшего  самососредоточения.

Восьмеричный путь включает в себя этапы мудрости, которые делятся на 2 ступени мудрости; этап нравственности в 3 ступени и этап медитативно-созерцательного сосредоточения в 3 ступени.

Под деревом ботха у Будды  было озарение и теперь было необходимо четко сформулировать, что же необходимо человеку для достижения Нирваны.  Будда со своими мыслями и виденьем мира отправляется в  город Раджагрихи, в окрестностях которого жил известный мудрец Удрака Рамапутра.

Согласно легенде  с ним в дорогу направился Калама и ученики Каламы, они к этому времени уже  признали главенство Будды.

Буддой среди учеников. Камбоджа. Анкор-Ват. (Фото Лимарева В.Н.)

  • главная