Книги писателя Лимарева В.Н.
  • Начало
  • Рамаяна

    (сказание о жизни героя Рамы)

    Пересказ русского индолога Н.Р. Гусевой.

    Литературная обработка Лимарева В.Н.

    Глава 9.

    Рама отшельник.

     

    Рама, Сита и  Лакшман у хижины отшельника.

    Однажды Рама, поселившийся в хижине отшельника, обследуя окрестности, углубился в чащу леса.  Он услышал шум и злобный визг ракшасов. Выйдя из-за кустов, он увидел ракшасов, которые делили добычу. Несколько пленников-людей были привязаны к деревьям крепкими веревками из пальмового волокна, и молодую девушку, которая вырывалась из рук чудовища. Ракшас щелкал клыками и, впившись когтями в плечо девушки, тащил её к себе, ракшаска, вцепившись в её волосы, пытался её вырвать из рук ракшаса. Привязанные люди со стонами боли и отчаянья тщетно старались освободиться от пут и спасти несчастную.

    Тут стрела Рамы вонзилась в грудь ракшаса, и тот упал на землю, обливаясь кровью, ракшаска бросилась бежать, Рама не стал стрелять в спину женщине.

    Спасенные люди омыли слезы слезами благодарности ноги своего освободителя и принесли в хижину отшельника лучшие плоды. Они рассказали, сколько горя и обид они терпят от этой черной силы. Косматые демоны пожирают живьем пойманного оленя, они разоряют человеческие селенья и похищают девушек и детей и отправляют их в дар Равану.

    Перебив и разогнав ракшасов вокруг обители, Рама и Лакшман и Сита  двинулись дальше. Зная, что ракшасы воруют девушек, братья старались охранять Ситу ещё зорче, ещё тщательнее.

    Много дней странствовали они, и  нигде они не находили места, где захотелось бы им поселиться на долгие годы предстающей им жизни в изгнании. Но однажды набрели они на поляну, полную такой освежающей неги и такой красоты, что Сита сказала мужу: «Ах, как мне хочется отдохнуть здесь и не идти больше никуда. Взгляни вокруг, здесь самые душистые цветы, самая чистая вода в источнике и самые пышные деревья».

    Рама сказал брату: «Сите здесь нравится, а значит: нравится и мне. Начинаем строить хижину из прутьев и пальмовых листьев».

      К вечеру хижина была готова.

    Не прошло и несколько дней, как к Сите стали без боязни подходить газели и олени и брать траву из её рук. Все живые существа леса сбегались на её ласковый зов.

     

    В хижине отшельники сделали очаг, сделали сосуды для еды, и Сита стала готовить еду из побегов бамбука, съедобных зерен, орехов, плодов, и жизнь никому из изгнанников не казалась тяжелой.

    Однажды, взойдя на ближайший холм, Лакшман увидел в песчаной долине, у дальнего его края, движущееся облако пыли. Быстрым движением пальцев он проверил стрелы и колчан и сорвал лук с плеча.

    Рама так же стал выглядываться вдаль. К ним приближалось войско на боевых конях; мечи  и копья сверкали на солнце.

    «Войны не тронут отшельников, -  сказал Рама, - «идем Лакшман в хижину в Сити, она уже приготовила еду».

    Но тут предводитель войска направил коня к Раме, подъехав, соскочил на землю,  и бросился к отшельникам со словами: «Брат, царь мой и повелитель, я глазам своим не верю, счастью своему не верю.  Я нашел тебя, наконец!» Затем Бхарата обнял своего брата Лакшмана и приветствовал Сити, припав головой к её стопам.

    Затем опять обратился к Раме: «Рама, я и войско пришли к тебе с мольбой! Будь милостив к своим подданным. Вернись во дворец. Страна погибнет без тебя».

    «Что случилось?!  - вскрикнул Рама, -  «отец здоров?

    Бхарата разрыдался, закрыв лицо руками: «Наш великославный отец не вынес разлуки с тобой, …и я совершил обряд сожжения».

    Рама узнал о том, что  горе охватило страну, о том, что её жители не в силах вершить свои дела, что все приходит в запустение, потому что не может царство жить без правителя.

    «Да что ты говоришь?» – возразил Рама. – «Без правителя? А ты кто? После смерти отца ты был обязан принять на себя заботу о народе и о наших близких. Как ты посмел бросить Кошалу и отправиться разыскивать меня?»

    Бхарата сказал: «Поспеши во дворец, займи трон, от которого я отрекся, и будь справедливым правителем. Таким, каким был  наш отец, великий князь Дашаратха.  Не опозорь его памяти. Такова моя воля, таково мое решение».

    Рама был непреклонен: «Я дал слово моему отцу при его жизни, что уйду в изгнание, и не могу нарушить его после его смерти».

    Бхарата понял, что никакие мольбы и слезы не заставят его брата преступить закон чести  и сказал: «Тогда я объявляю себя твоим наместником и сохраню верность тебе. Мы все будем ждать твоего возвращения  в Кошалу».

    Бхарата склонился к ногам Рамы и попросил его снять деревянные сандалии отшельника.

    Взял их со словами: «Я поставлю их на золотой трон. И будут святыми для всех следы твоих ног».

    Попрощавшись, Бхарата вскочил на коня, и войско двинулось в сторону Кошалы».

  • Глава 10. Ракшаска Шурпанакха ищет мужа.