Лимарев В.Н.
Как стать буддийской монахиней.
Женщина по своим религиозным возможностям способна достичь тех же результатов, что и мужчина.
Но женщине труднее одолеть свою эмоциональную природу, обусловленную их психофизическими особенностями.
Только исключительная ревностность к Дхарме рассматривается в качестве надежного основания женского монашества.
Когда Шакьямуни проповедовал в Баньяновом парке, близ Капилавасту, к нему явилась Махапраджапати, сестра его покойной матушки. Она желала испросить у Будды разрешение для женщин покидать свой дом ради Дхармы, т.е. делаться монахинями. Она трижды с глубокой почтительностью повторяла свою просьбу, но всякий раз получала отказ Учителя, и ей пришлось уйти восвояси глубоко опечаленной.
Однако, когда Будда проповедовал в Вайшали, Махапраджапати снова предстала перед ним. Её, остриженную, облаченную в одежды цвета охры, сопровождали множество женщин из рода шакьев. Их ноги распухли от долгого пешего перехода, печальные лица были залиты слезами.
Они обратились к Ананде, ближайшему ученику Будды, с просьбой, чтобы он, спросил у Будды: вправе ли женщины принять монашество, и доступны ли им плоды монашеской жизни – обретение святости.
Будда выслушал речь от ученика о жажде женщин стать монахинями и решил, что женщины тоже пригодны для этого, но с определенными дополнительными обетами, которые они должны выполнять.
Будда огласил восемь предписаний, которые должна следовать
женщина, полная решимости уйти от мирской жизни.
1) Монахиня, будь она хоть ста лет о роду, должна первой почтительно приветствовать монаха и оказывать ему знаки уважения.
2) Монахиня, путешествующая ради сбора подаяния, не должна останавливаться на постой в местах, где нет ни одного монаха.
3) Дважды в месяц ей следует являться на собрание монахов ради отчета о соблюдении нравственных обетов и получении наставления.
4) Перед тем как в очередной раз покинуть монастырь, отправляясь надолго за сбором подаяния, монахиня должна выслушать критику в свой адрес со стороны монаха и других монахинь.
5) Если монахиня совершит серьезное прегрешения, то в течение полумесяца ей необходимо покаяться перед монашеской общиной.
6) Если укрепится в обетах послушницы, женщина претендует на статус монаха, она должна ещё два года соблюдать обеты, предшествующие монашеским и только после этого может получить просвещение от общины монахов и монахинь.
7) Монахиня не смеет наносить монаху даже малейшее оскорбление.
8) Монахине не разрешается прилюдно порицать монаха, но это не возбраняется монаху по отношению к монахине.
Бесстыдством и грехом считаются следующие действия женщин:
1) Следование наставлениям того монаха, которого отвергла община.
2) Преднамеренное касание мужских гениталий.
3) Прикосновение к телу или одежде мужчины в целях сексуально соблазнения.
Монахини,
нарушившие эти требования, должны немедленно изгоняться из буддийской общины.
Женская красота и сексуальная привлекательность, согласно буддийским воззрениям, одно из наиболее ярких проявлений «страдания нестабильности», ибо на смену молодости и красоте очень скоро приходят отвратительные признаки старения. Именно под этим углом зрения и должен воспринимать женскую красоту монашествующий мужчина, в противном случае, страстное влечение невозможно преодолеть.
Источник: Т.В. Ермакова. Е.П. Островская. «Индия: классический буддизм». ( Центр Петербургского востоковедения).
главная