Лимарев В.Н.
Пратимокшу - буддийское
учение о преодолении безнравственности.
-3-
Воздержание от сексуальных прегрешений.
Прелюбодеяние, как алчность - овладение чужими женами ради насыщения чувствительности.
К этой категории прелюбодеяния
принадлежит совращение женщин с целью спасения себя и друзей.
Прелюбодеяние на почве ненависти обусловлено не захватнической страстью, а желанием
причинить врагу дополнительные страдания.
Невежеством, считаются сексуальные действия мужчин, уверенных, что истинное предназначение женщин – принадлежать всем мужчинам.
Буддийская интерпретация сущности прелюбодеяния, как греха, базируется на неприятии мотивов этого действия. Порицается так же инцест, осуществляемый у некоторых народов с целью приобретения потомства по мужской линии.
Прелюбодеяние включает в себя четыре вида сексуальных отношений, каждый из которых в равной степени неприемлемы, с точки зрения буддийской религиозной доктрины.
Это сексуальные отношения с родственниками по линии отца и матери и сожительство с чужой женой, со своей материю или дочерью. Таким образом, совращение чужих жен, по своей греховности приравнено к инцесту.
Половые отношения, осуществляемые в ненадлежащем месте, т.е. храме, в монастыре, в присутствии третьих лиц, также считались греховными, ибо неблагая мотивация в этом случаи дополняется бесстыдством.
Супружеская жизнь регламентируется относительно способов практики (оральные и анальные сношения категорически запрещались) и времени её осуществления. Запретными для половых отношений считались периоды беременности, лактации и времени, когда женщина добровольно придерживается обета воздержания.
Это так же отказ от ненормальных сексуальных актов, совершаемых невагальным способом, и половых соитий в неподходящее время и неподходящем месте.
Земледелец, совративший монахиню, вступившую в пределы его владения, совершал тем самым бесспорное греховное деяние.
О подвиге монахи,
отвергшей любовь юноши, рассказывает легенда:
Некая красавица удостоилась монашества в отрочестве, будучи крайне ревностной последовательницей Дхармы.
Она предприняла дальнее путешествие, стремясь услышать проповедь о нереальности личности из уст самого Брагавана.
Пробираясь лесной тропой, она встретила юношу-охотника, который с первого взгляда воспылал к остриженной красавице в монашеской одежде страстью. Он неотступно следовал за ней, громко восхищаясь её достоинствами и умоляя предаться с ним наслаждениям.
Убедившись, что юноша не отступает от своих неблагих намерений, монашка спросила, что больше всего волнует юношу в её облике.
Наивный парень принялся восхититься красотой её глаз.
В ответ монашка опустошила свою глазницу и, протянула влюбленному, молвила: «Это всего лишь комок слизи, возьми его и утоли свое страстное желание».
Боль раскаянья отрезвила юношу – он понял, что рисковал обрести новое рождение в аду, пытаясь искусить монахиню.
Когда монахиня достигла цели путешествия и взглянула на учителя Брагаван, лицо снова обрело утерянный глаз.
Недопустимым считалось добрачное сожительство со своей объявленной невестой. Посягательство опекунов на вверенных на попечение девиц, и половые связи царей с девицами, у которых не было другого покровителя, т. е использования мужчинами своего положения для совращения женщин.
Отказ от прелюбодеяния вовсе не тождественен клятве верности жене. Это сознательное отверждение полового общения с теми женщинами, связи с которыми запрещены традицией, т.е. прелюбодейные соития с чужими женами, инцест, совращение беззащитных девушек и странствующих монахинь.
Источник: Т.В. Ермакова. Е.П. Островская. «Индия: классический буддизм». ( Центр Петербургского востоковедения).
главная