Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Пратимокшу  - буддийское учение о преодолении безнравственности.

 

-1-

 

Воздержание от греха отнятия чужой жизни.

 

Размышления грешника.

 

Убийство человека недопустимо, прежде всего, потому, что тем самым отнимается возможность идти путем Дхармы.

Если жертвой убийства стал буддист, это означает, что он не успел в полной мере реализовать потенциал человеческого рождения – обрести плоды религиозной жизни.

Если убит не буддист, то у него отняли возможность в данном рождении принять учение Шакьямуни.

В обоих случаях убийца причинил огромный религиозный вред своей жертве, отодвинув перспективу  её просветления. Именно поэтому повинного в грехе отнятия чужой жизни ждет неблагая форма рождения.

Классический буддизм  не знал исключения из этого правила.

Однако в более поздний период, когда Дхарма получила распространение Тибете, убийство закоренелого врага Учения, намеренного совершить сугубое злодеяние,  рассматривалось  как благое дело. Ибо  оно избавляло от возможности чудовищного отягощения своей кармы: убийство должно быть санкционировано  просветленными учителями.

Убийство животных  и насекомых рассматривалось как греховное действие именно  потому, что оно нарушало процесс изживания жертвой кармического следствия прошлой деятельности. Рождение среди животных  и является таким следствием. 

Если жизнь животных  преждевременно прерывалось насильственным путем, то жертву ожидало ещё одно животное рождение, необходимое для полного исчерпания кармы, и перспектива человеческого рождения отодвигалась. 

Кроме того, убийца ведь не знает, что умертвляемое им животное могло быть его ближайшим родственником в прошлых человеческих рождениях или станет таковым в будущих.

Убийство проявление невежества, хотя убийство может совершиться из алчности или вражды. Невежество -  не просто отсутствие знания, а одержимое упорство в заблуждениях.

Убийство на основе алчности протекает из жажды жить и наслаждаться чувственными объектами. К этой категории относятся забой животных ради добычи их мяса…, и охоты в виде бессмысленного развлечения, кровавого спорта, а также убийства с целью завладения имуществом жертвы.

Убийство в целях самообороны и защиты друзей, родных, близких тоже недопустимо.

Тот, кто решается убить другого из желания сохранить свою жизнь и жизнь близких, хочет продлить свою жизнь и жизнь близких  ценой чужой смерти, и его ждет неблагое  новое рождение.

Убийство на почве невежества – это, прежде всего, ритуальный забой животных, предписанный ведийской религиозной традицией.

Невежество продиктовано также применением смертной казни, а так же убийство больных дряхлых, даже если оно совершено из сострадания.

К убийствам, совершаемым из невежества, относится и уничтожение тех насекомых и животных, применительно к которым сложилось ложное мнение об их вредности (это, например мухи, тараканы, змеи);  ложное мнение о  необходимости их уничтожения. Таким же невежеством продиктован забой ради пропитания,  поскольку известно, что человек может получать белковую пищу, не отнимая жизнь живых существ.

 

Источник: Т.В. Ермакова. Е.П. Островская. «Индия: классический буддизм». ( Центр Петербургского востоковедения).

  • главная