Лимарев В.Н.
Дети в монашеских одеждах в Юго-Восточной Азии.
Монахи в Таиланде, Лаосе и Кампучии не изолированы от
общества – они честь общества.
Любой человек может стать монахом или вернутся к мирской
жизни.
Монахам не чужды мирские заботы и радости.
Дети в монашеских школах не многим отличаются от детей в мирских школах. Их учеба - главное занятие жизни.
Они отдыхают, как прочие дети. Наставники организуют
культурный досуг воспитанником. Я встречал в Лаосе детей в монашеском одеянии,
которые купались у водопада, резвясь, прыгали с дерева в пруд. Вместе с
наставником в Кампучии они поднялись, чтобы вместе с туристами любоваться
закатом солнца над Анкором. В зоопарке мимо меня пошла группа тайских
школьников, одетых в обыкновенную одежду и группа молодых монахов с наставником.
Наставник угощал малышей, после осмотра гигантских черепах прохладительными
напитками, расплачивался за которые
деньгами.
В Лаосе родители стремятся отдать детей в шесть лет в школу при монастырях. Посвящение в монахи
обставляется торжественно, сначала идет процедура приема в монахи, а затем
торжественный обед, организованный родителями виновников торжества. В Лаосе
сбор подаяния превратился в ритуальное действие. В шесть часов утра все воспитанники школы с мисками выходят на
улицу, где их ждут женщины, которые проходящим мимо монахам кладут по ложке
риса в миску.
Социолизм в Лаосе стремятся не дистанцироваться
от древних буддийских обычаев. Ведь в
монастырях не только воспитывают нравственное отношение к жизни, но и помогают
людям при решении насущих проблем. Любая семья,
пригласив монаха, может у нег спросить совета, как ей дальше строить жизнь.
Монаху не платят деньг за визит, но покормить обязаны.
Если монах считает нужным, он отложив ответ на вопрос,
идет на консультацию к опытному монаху или в библиотеку. Монахам разрешается
пользоваться любой литературой.