Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Буддизм махаяны.

 

Буддизм махаяны оформился как религиозное течение во время правления царь Кушанской империи (Индия) Канишки (78-123 гг.), на четвертом, согласно буддийских источников махаяна, буддийском соборе.

  • Кушаны (шаки) и их царь Канишка.
  • Буддийские монахи на соборе подчеркнули, ограниченность, узость традиционного, древнего буддизма хинаяны.

    Святые в хинаяне (архат) стремятся достичь нирваны для себя самого, не думая о других, оставшихся в круговороте рождений и смерти.

    То есть, согласно хинаяны, каждый думает о личном «спасении», достижении индивидуального просветления – нирваны. 

    Махаянисты  на соборе же заявляли о сострадании и помощи всем существам независимо от их личных качеств. Они стали рассматривать свое учение как возрождение подлинного учения Будды.

    По учению хинаянистов, нирваны мог достичь только монахи, полностью порвавшие с мирской жизнью, то, согласно махаяне, высшее спасение доступно и мирянам. Эти положения махаянского учения делали его очень популярным среди мирян, которым махаяна открывала путь к спасению.

    Одним из важнейших в доктрине махаяны является учение о Бодхисаттве.

    Бодхисаттва. (ост. Пенанг. Малайзия. Фото Лимарева В.Н.)

    Бодхисаттва – существа, обладающие способность стать Буддой, приближающиеся к достижению нирваны, но из великого сострадания к другим существам  и всему миру отказывающееся вступить в нирвану. Бодхисаттва добровольно принимает страдания, чтобы помочь другим, и воздерживается от собственного спасения, пока все остальные не освобождены от страданий.

    Если в хинаяне Будда считался реальным историческим лицом, указавшим верующим путь к спасению, то в махаяне он рассматривается как всевышнее абсолютное существо, как первооснова микрокосмоса, приобретенная тем самым особое метафизическое содержание. Каждое живое существо, учили махаянисты, потенциально стать Буддой, потому, что в нем содержится определенная частица сущности Будды (буддхата).

    Это состояние Будды наполняет все существующие и выступает в трех телах, которые являются тремя сторонами единого  Будды: дхармакая («тело блаженства») – божественное проявление сверхъестественных существ, нирманакая («тело преобразования»), или рупакая («тело облика»), когда Будда проявляется в облике человека. Махаянисты признают существование несколько Будд, в том числе и Гаутамы. Своим проявлением, считали они, в трех телах Будда спасает всех в космическом, божественном и земном мирах.

    В махаяне Будды и Бодхисаттвы становятся объектом почитания. Особое значение приобретает ритуал и обрядность. В буддийском искусстве появляются изображения Будды в облике высшего существа.

    Поскольку достижение нирваны, согласно махаяне, происходит с помощью Бодхисаттв, то верующие старались добиться их расположения.

     

    Источник:

    К.А. Антонова. Г.М. Бонгард-Левин. Г.Г. Котовский: «История Индии».



  • главная