Лимарев В.Н.
Монские
государства в Бирме и Таиланде.
Государство Пегу.
Возникновение
монское государство Пегу историки относят к 1 веку до н.э. Моны вели активную
борьбу с вторгшимися на север тибето-бирманскими племенами пью.
Буддийское государство Пегу распространило свое влияние на монов,
проживавших в районе реки Менам (Чао-Прайя). После победы в Индии индуизма,
государство продолжало придерживаться буддизма и подергивать тесные религиозные
связи со Шри-Ланкой.
Государство Дваравати.
Государство
Дваравати (Татон) возникло во 2 веке до н.э. (отделившись от государства Пега)
на занимаемых монами территории в
бассейне реки Менам (Чао-Прайя) в Таиланде и
частично Бирме. Государственной
религией Дваравати был буддизм.
Государство, после распада империи Сатаваханов, попало в зависимость от государства Фухань, но приобрело независимость после того, как в Фухане победили приверженцы
индуизма, и государство Фухань ослабло.
Моны остались верными буддизму и поддерживали религиозные отношения со
Шри-Ланкой. Наиболее ранние надписи Государство Дваравати (на монском языке и
на санскрите) датируются 4—6 вв.
Государство Паган (Баган).
В начале 11 века индийцы создали государство Паган (Баган), покорив местные княжества монов.
1044-1077 н.э.
При короле Анируда
княжество Баган (Паган) становится империей.
В 1044 году в княжестве Баган (среднее течение реки Иравади в Мьянме)
пришел к власти активный правитель Анируда.
Он укрепляет княжество и значительно расширяет его. Он завоевывает
значительные территории в Бирме и покоряет зависимых от Камбоджи монов и шанов (север Таиланда и Лаоса). Верховья рек Меконг и Менам
отторгаются от Камбоджийской империи. Княжество Пегу уступает Багану часть
своей территории и признает лидерство Багана в регионе. С образованием империи
Баган, буддисты - моны, исповедовавшие буддизм тхеравады (разновидность
буддизма хинаяна) и имеющие широкие связи с буддистским Цейлоном, предложили
правителю Анируда сделать буддизм тхеравада государственной религией. Правитель
Анируда приказывает собрать религиозные буддистские тексты, священные реликвии,
приглашает в столицу буддистов-монов и организует строительство буддийских
храмов. Для снабжения империи продовольствием, король в районе озера Инле и
других подвластных землях создает оросительные системы, которые позволят
увеличить производство риса и других продуктов питания.
1150 г н.э.
Неудачная попытка
усмирения монов, проживавших на севере Таиланда.
Монское
княжество Лаво было завоевано кхмерами и
входило в состав Камбоджийской империи. Северная часть
вассального монского королевства
Лаво (Лонбури) восстала, объявила
о создании независимого государства
Адитьяраджа. Войска Сурьявармана выступили для усмирения монов. Но
многочисленные попытки взять северную
столицу монов Лампуна завершились
провалом, и войска отошли.
1160- 1180 г н.э.
Борьба между монами и
бирманцами.
После смерти
короля в Анируда в 1077 году в Багане продолжала править династия Паган (Баган). В Багане развернулась борьба между монами
и бирманцами. Монские монахи, которых
пригласил король Анируда для становления буддизма в государстве, оставались в
центральных и северных районах Бирмы иноплеменниками. Против их религиозного
диктата начались выступление бирманцев, что ослабило их влияние на севере Багана. В империи
Баган монским оставался юг государства,
а бирманским центр и север империи Баган. Моны, в попытке удержать власть в
центральной и северной части Бирмы, содействовали вторжению в Бирму в 1165 г
войск их Шри-Ланки. Бирманские войска были разбиты.
Но бирманскому
царю Нарату удалось, отойдя на север, реорганизовать армию, а затем, начав
переговоры ланкийцами, заключить мирное
соглашение.
Религиозное руководство монов бежало на
остров Цейлон (Шри-Ланка). После этого
начались прямые религиозные контакты между
буддистами бирманцами и ланкийцами, что
способствовало возврату в Баган монской религиозной элиты в 1173 году, но
влияние на религиозную жизнь Багана монского монашества было ослаблено. Моны
потеряли привилегию: быть религиозными лидерами.
1177- 1211 г н.э.
Модернизация буддизма в
Багане.
Тесные
контакты Багана с Ланкой привели к
ревизии буддизма тхеравады (разновидность буддизма хинаяна). Бирманский монах
Ананда и кхмерский принц Тамалинда создали буддийский монастырь «Нового ордена»
и сформировали основные положения тхеравады, изменив некоторые положения
монского буддизма «Старого ордена». Моны стали терять влияние на жизнь в
Багане. Правящий король Нарапатиситу активно поддерживал «Новый орден»,
провозгласил эту концепцию буддизма государственной религией.
главная