Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 Монские государства в Бирме и Таиланде.

 Музей древних буддийских реликвий. (Мьянма (Бирма) г. Баган. (фото Лимарева Сергея)

Государство Пегу.

Возникновение монское государство Пегу историки относят к 1 веку до н.э. Моны вели активную борьбу с вторгшимися на север тибето-бирманскими племенами  пью.  Буддийское государство Пегу распространило свое влияние на монов, проживавших в районе реки Менам (Чао-Прайя). После победы в Индии индуизма, государство продолжало придерживаться буддизма и подергивать тесные религиозные связи со Шри-Ланкой.

Государство Дваравати.

Государство Дваравати (Татон) возникло во 2 веке до н.э. (отделившись от государства Пега) на занимаемых монами территории  в бассейне реки Менам (Чао-Прайя) в Таиланде и  частично Бирме.  Государственной религией  Дваравати был буддизм. Государство, после распада империи Сатаваханов, попало в зависимость  от государства  Фухань, но приобрело независимость после  того, как в Фухане победили приверженцы индуизма, и государство Фухань  ослабло. Моны остались верными буддизму и поддерживали религиозные отношения со Шри-Ланкой. Наиболее ранние надписи Государство Дваравати (на монском языке и на санскрите) датируются 4—6 вв.

 

Государство Паган (Баган).

В начале 11 века индийцы создали  государство Паган (Баган), покорив  местные  княжества монов.

 

1044-1077 н.э.

При короле Анируда  княжество Баган (Паган) становится империей.

В 1044 году в княжестве Баган (среднее течение реки Иравади в Мьянме) пришел к власти активный правитель Анируда.

Он укрепляет княжество и значительно расширяет его. Он завоевывает значительные территории в Бирме и покоряет зависимых от Камбоджи  монов и шанов (север Таиланда  и Лаоса). Верховья рек Меконг и Менам отторгаются от Камбоджийской империи. Княжество Пегу уступает Багану часть своей территории и признает лидерство Багана в регионе. С образованием империи Баган, буддисты - моны, исповедовавшие буддизм тхеравады (разновидность буддизма хинаяна) и имеющие широкие связи с буддистским Цейлоном, предложили правителю Анируда сделать буддизм тхеравада государственной религией. Правитель Анируда приказывает собрать религиозные буддистские тексты, священные реликвии, приглашает в столицу буддистов-монов и организует строительство буддийских храмов. Для снабжения империи продовольствием, король в районе озера Инле и других подвластных землях создает оросительные системы, которые позволят увеличить производство риса и других продуктов питания.

1150 г н.э.

Неудачная попытка усмирения монов, проживавших на севере Таиланда.

Монское княжество Лаво  было завоевано кхмерами и входило в состав Камбоджийской  империи. Северная часть   вассального монского королевства  Лаво (Лонбури) восстала,  объявила о создании независимого государства  Адитьяраджа. Войска Сурьявармана выступили для усмирения монов. Но многочисленные попытки взять северную  столицу монов Лампуна  завершились провалом, и войска отошли.

 

1160- 1180 г н.э.

Борьба между монами и бирманцами.

После смерти короля в Анируда в 1077 году в Багане продолжала править династия  Паган (Баган).  В Багане развернулась борьба между монами и  бирманцами. Монские монахи, которых пригласил король Анируда для становления буддизма в государстве, оставались в центральных и северных районах Бирмы иноплеменниками. Против их религиозного диктата начались выступление бирманцев, что  ослабило их влияние на севере Багана. В империи Баган  монским оставался юг государства, а бирманским центр и север империи Баган. Моны, в попытке удержать власть в центральной и северной части Бирмы, содействовали вторжению в Бирму в 1165 г войск их Шри-Ланки. Бирманские войска были разбиты.

Но бирманскому царю Нарату удалось, отойдя на север, реорганизовать армию, а затем, начав переговоры  ланкийцами, заключить мирное соглашение.

 Религиозное руководство монов бежало на остров  Цейлон (Шри-Ланка). После этого начались  прямые религиозные контакты между буддистами  бирманцами и ланкийцами, что способствовало возврату в Баган монской религиозной элиты в 1173 году, но влияние на религиозную жизнь Багана монского монашества было ослаблено. Моны потеряли привилегию: быть религиозными лидерами.

 

1177- 1211 г н.э.

Модернизация буддизма в Багане.

Тесные контакты Багана с   Ланкой привели к ревизии буддизма тхеравады (разновидность буддизма хинаяна). Бирманский монах Ананда и кхмерский принц Тамалинда создали буддийский монастырь «Нового ордена» и сформировали основные положения тхеравады, изменив некоторые положения монского буддизма «Старого ордена». Моны стали терять влияние на жизнь в Багане. Правящий король Нарапатиситу активно поддерживал «Новый орден», провозгласил эту концепцию буддизма государственной религией.

 Древнение изображение Будды на золотых пластинках. Нац. тайский музей. Бангкок. Фото Лимарева В.Н.

  • главная