Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

О том, как захватывали арийцы индийские территории рассказывает поэма Рамаяна.

Сражение на слонах

  • Рамаяна (сказание о жизни героя Рамы)
  • Рама был сыном царя Дашаратха правившего в государстве Кошала и своей столицы Айодхью.

    Государство Кошала (Касалы) существовала в среднем течении реки Ганг.

     В 6 веке началась активная военная экспансия Кошалы. Она распространила свою власть на предгорья Гималаев. Правителями Кашалы было покорено государство Ватсу  и Каши, с важным одноименным городом портом на реке Ганг и ряд мелких княжеств.

    О том насколько жестоко расплавлялись арии из Кошалы со своими противниками, свидетельствуют записи буддийских монахов, ведь правитель Кошалы разорил родной город Будды.

    Капилавасты родной город Будды, где оставались жить многие из близких людей, подвергся нападению врага. Правитель города-государства Касалы Виручжаки принял решение наказать гордый род шакье за неуважительное к нему отношение. Он собрал войско и захватил город Капилавасты и перебил его жителей, забрал имущество шакьев и возвратился в Касалы. После уничтожения города, он включил территорию, принадлежащую шакьям, в свои владения. Уцелевшие шакьи были вынуждены бежать в другие государства.

    То, что эти подвиги совершил Рама, в Рамаяне нет даже намека. К моменту рождения Рамы государство, согласно Рамаяме, процветало.

    Когда жил Рама территория государство Кошала распространялась до реки Ганг, т.е. уже было покорено царство Каши.


    Индия (6-2 век до н.э.) (карта)

    Царство было оно обильно всем, что только могли подарить щедрые боги. Все знали, как счастливо живет в Кошалах народ,  как его трудолюбием украшено это царство. Знали, что войско этой страны непобедимо, о страшных слонах, покрытых железной броней с шипами, об огненных стрелах воинов, об их умении владеть мечами, двухлезвенными кинжалами и тугими луками. И поэтому правители других стран стремились к дружбе с Кошалами.

    (Рамаяна гл.1)

    Хотелось бы отметить, что одна из трех жен Дашаратха, прекрасная Кайкейи была из далекого горного народа, т.е. из предгорья Гималаев. Военную экспансию Кошалы далее на север останавливали Гималаи.

    Касательно территорий расположенных южнее реки Ганг, то, как мы узнаем, то там жили ужасные ракшасы, воинственные ракшасы, их боялись жители Кошалы, и не стремились их покорить.

    Ракшасы с темным цветом кожи негроидными чертами лица: толстыми губами и мясистым носом, внушали им ужас.

    Согласно Рамаяны:

    Окружали царство дебри и леса. Где тысячами гнездились  ракшасы  - ужасные. Угроза вечная для всех живых существ. Источник подлости, жестокости, коварства. И на Кошалу вдруг, подобно саранче они напали во время царствования Дашаратха. Орда напала в слепой безумной злобе. Огонь испепелял цветущие селенья.

    (Рамаяна гл.1)

    Рама вместе с отцом участвовал в битве с ракшасами. В битве царь Дашаратха был ранен, но благодаря энергичным действиям его сына Рамы, удалось изгнать ракшасов из государства Кошала.

    В Рамаяне, ужас перед ракшасами, породил легенды о ракшасах, об их удивительных способностях, о том, что ими управляет многоголовый ракшас Равана. Что ракшасы способны менять свой облик: стать животным или даже превратиться в белого человека.

    Ракшасы не были фантастическими существа. Это были протамилы, заселявшие юг Индии и остров Шри-Ланка.

    Арийцы были не первым белокожим  народом, который пришел покорять Индию.

    Раньше, чем арийцы, Индию в 3 тыс. до н.э. Индию покорили дравиды, пришедшие в Индию  с севера Ирака. Дравиды создали цивилизацию Харапп, которая к приходу ариев утратила свое величие.

    В результате ассимиляции дравидов с местным негроидным населением  (ракшасами) образовался этнос протамилы. Тамилы же в настоящее время имеют темный цвет кожи и характерные черты лица.

    Об ассимиляции  дравидов с местным негроидным населением (ракшасами), рассказывают легенды из Рамаяны.

    Рассказывают мудрецы о том, что однажды  в дебрях поселился отшельник.  Который безмерно почитал великих богов и достиг святости. У него от земной женщины родился сын, который не был святым человеком.  Сын святого человека влюбился в ракшаску, которая была прекрасна  видом. Сын мудреца забыл обо всех обетах и посвятил себя своей избраннице. От  связи сына мудреца с ракшаской стали появляться дети. Эти дети были страшные и ужасные. Первенцем был Раван – чудовище с десятью головами и двадцатью руками.

    (Рамаяна)

    Вступали в брак с раксами и арийцы.

    Когда на состязание женихов прибыл царь ракшасов Раван, то его, так как прочим царевичей допустили к участию в соревновании женихов.

    Откинулась занавеска паланкина, и перед людьми престал сам владыка ракшасов, десятиголовый Раван. Роскошь его одежды была вызывающей. Шлемы, украшающие его головы, ослепляли блеском невиданных драгоценных камней.

    Сита в ужасе приникла к царю:

    «Отец, кто это?»

    И царь Джанака, ответил с тревогой: « Это сам Раван. Владыка зла. Я очень озабочен его появлением, но ведь на состязание были званы все. Теперь и  он мой гость. Мне нужно быть учтивым».

    (Рамаяна гл.6)

    В изгнании Лакшман, брат Рамы, не прочь был стать мужем Шурпанакха сестры ракшаса Равана. Хотя в Рамаяне не пожалели черных красок, чтобы описать её отталкивающий вид.

    Шурпанакха сказала: « Я незамужняя и хочу осчастливить какого-нибудь героя браком со мной.  Я ищу жениха, достойного моей красоты и богатству.  У тебя широкие плечи, могучая грудь и светлое лицо. Ты пожалуй подойдешь.

    Лакшман поклонился  сестре Равана: «Я благодарен тебе за такую честь, но я боюсь, что недостаточно красив для тебя».

    «Достаточно, достаточно»  - стала прыгать вокруг него Шурпанакха: Сейчас же отправляемся к моему брату. Идем!»

    «Нет», ответил Лакшман: «Сначала я должен получить благословение у своего брата Рамы».

    (Рамаяна гл.10)

    Как же происходило  расселение ариев в Индии?

    К середине 6 века, царство Кошала объединило соседние арийские царства под своим началом. Это были цивилизованные государства Индии. Но были ещё территории, где проживали дикие племена, в том числе и были государства ракшасов. Эти территории осваивались выходцами их цивилизованных государств. В Рамаяне рассказывается о том, что наследниками престола становились старшие сыновья, другие же претенденты на престол изгонялись за пределы царства.

    За больного  царя ответила царица Кайкейн:

    «Царь разгневался на тебя. Ты больше не наследник престола. Твоей коронации не будет. Мой сын Бхарата будет царем».

    Рама спросил: «Почему молчит отец».

    Дашаратха продолжал молчать, по его лицу текли слезы.

    За царя опять ответила Кайкейн:  «Ты знаешь, что царь обещал выполнить любое мое желание, и он его выполнил  -  царем будет мой сын Бхарата».

    Тут закричали придворные сторонники царицы Кайкейн: « Вон Раму из нашего царства. В изгнание его, на семь, нет лучше на 14 лет».

    (Рамаяна гл.7)

    В момент смерти отца, Рама со своими спутниками находился уже за границами Кошалы.

    Они переправился на другой берег Ганга, там непроходимые дебри  стояли как стена на пути следования путников.

    Лакшман выхватил меч и стал рассекать густые заросли, и перед ними открылась дорога в лесную глубь.

    (Рамаяна гл.8)

    Согласно Рамаяны, в изгнание ушли Рама, его жена Сита и брат Лакшман, одни одетые в грубые одежды, без войска и слуг. Но я думаю, что так далеко было не всегда, уходили в изгнание целые группы «отшельников», чтобы обосноваться на новом месте. И то, что Рама ушел без войска тоже явное преувеличение.  Рама поселился   там, где жили люди, в том числе ракшасы. И жил он не спокойно и мирно, как обычно живут обезоруженные отшельники, а очень лихо и безнаказанно истреблял проживавших в округе ракшасов.

    Перебив и разогнав ракшасов вокруг обители отшельника, Рама и Лакшман и Сита  двинулись дальше. Зная, что ракшасы воруют девушек, братья старались охранять Ситу ещё зорче, ещё тщательнее.

    Много дней странствовали они, и  нигде они не находили места, где захотелось бы им поселиться на долгие годы предстающей им жизни в изгнании. Но однажды набрели они на поляну, полную такой освежающей неги и такой красоты, что Сита сказала мужу: «Ах, как мне хочется отдохнуть здесь и не идти больше никуда».

    Рама сказал брату: «Сите здесь нравится, а значит: нравится и мне. Начинаем строить хижину из прутьев и пальмовых листьев».

    (Рамаяна гл.9)

    Из теста ясно, что регулярно часть ариев отправлялись осваиваться на новых местах: «Перебив и разогнав местных жителей».

    Уничтожались при новом переселении местные жители не всегда. В некоторых случаях, арии покоряли их, покоренные народы становились низшими кастами.

    При этом арии вмешивались во внутренние междоусобицы  и поддержав одно правителя против другого или одно племя против другого.

    В Рамаяне племя, с которым столкнулся Рама, называют «обезьянами». Если ракшасы заслуживают уважения, их считают почти равными, но к другим индийским народам относятся с явным пренебрежением, называя их «обезьянами» или «медведями».

    Проснувшись утром,  Рама и Лакшан услышали чьи-то  тихие голоса. Лакшман разглядел крупных обезьян, сидящих неподалеку и с любопытством разглядывающих их. Он стал прислушиваться к их разговору, удивившись, что понимает их язык, близкий к языку людей. Обезьяне обсуждали, как они будут убивать непрошеных гостей.

    Лакшман и Рама вскочили на ноги и схватились за оружие.

    Рама сказал: «Мы не причиним вам зла. Мы следуем на юг. И просим, чтобы Вы пропустили нас».

    Нужно обратиться вам к царю Сугриву. Его нет здесь потому, что он ведет бой  со злобной обезьяной Балина, которая хочет свергнуть с престола Сугриву, мы все не хотим попасть под власть жестокого и алчного Балина.

    Когда Рама подошел к месту боя, то увидел двух огромных обезьян, плотно обхвативших друг друга и в смертельной схватке клубками катавшихся по лесу, сокрушая кусты и деревья.

    Когда объятья врагов разжались, и враждующие разошлись, готовясь к новой схватке, обезьяны указали кто из них Балин, Рама поднял лук и застрелил обезьяну.

    Сугриву упал в ноги Рамы, обхватил его колени, залился слезами радости.

    (Рамаяна гл.13)

     

    Правители, получив власть из рук ариев, попадали к ним в полную зависимость. Их войска направляли арии  для покорения соседних народов.

    «Вот царевич мои войны», - обратился к нему Сугрива, - «ты помог мне, а я теперь буду помогать тебе. Я твой союзник в битвах, мой народ не оставит тебя в беде».

    (Рамаяна гл.13)

    Беда Рамы была в том, что его жену похитили ненавистные ракшасы. Он, как свидетельствует Рамаяна, ведет против ракшасов покорное ему войско обезьян и медведей.

    Осмотрев все укрепления столицы Равана, полководцы армии Рамы решили разделить часть её на четыре отряда и каждую из них направить на взятие ворот, а всех остальных  воинов подготовиться к открытой битве с выставленными для обороны ракшасами и для штурма стен.

    (Рамаяна гл.15)

    Замечательным по своей исторической правде, является эпизод из Рамаяны, рассказывающий о победе войска Рамы над армией ракшасов. Царь Раван, которого объявили арии владыкой зла убит. Рама правителем над ракшасами назначает Вибхишан брата Равана, которого Рамаяна описывает, как доброго и справедливого человека.

    Таким образом, силы добра арии во главе с Рамой, покорив владыку зла Равана,  назначают ракшасам доброго правителя.

    И так продвигались, расширяя ореол своего проживания арии – сеятели добра, при этом добром они считали все, что им выгодно в конкретных условиях, угодно их богам.

    Хотелось добавить к сказанному, не таким злым был царь Раван, как его представляют авторы Рамаяны.

    Войн началась с того, что Лакшман брат Рамы, обозленный на то, что Шурпанакха сестра Равана вдруг отказалась стать его женой, отрубил ей нос и уши. Мстя за это, Раван украл после этого жену Рамы, вел по отношению к Сите, как джентльмен. Он предлагал её руку и сердце, даже не делая поток взять её силой.

    Когда колесница опустилась на главную площадь столицы,  Раван подхватил на руки безмолвную, обессилившую от страха Ситу и, поставил её на золотой помост, сказав: «Подними свой взор, прекрасная, огляди свои владения и свой народ. Здесь все отныне принадлежит тебе. Требуй, приказывая, казни или милуй…»

    (Рамаяна гл.12)

     

     

    Или другой эпизод, Хануман, попав в цветущий сад Равана, стал безобразничать.

    Ханоман стал бушевать в цветущем саду, вырывая из земли деревья и ломая их на куски. Узнав от прибежавших ракшасок о какой-то огромной обезьяне, ломающей его сад, Раван велел поймать её и привести к нему.  Но тут Хануман престал перед глазами Равана и сказал:

    «Пресветлый Рама послал меня сюда, чтобы я сказал тебе, что он ведет на бой свою могучую армию. Готовься защищать свою низкую жизнь».

    «Схватите  эту глупую обезьяну», - приказал Раван,  - «и  привяжите  к её хвосту горящую паклю, пускай он попляшет перед нами свой обезьяний танец».

    (Рамаяна гл.14)

    А как иначе мог поступить правитель?


    Третий эпизод с ястребом.

    Царь ястребов Джатай ударил грудью колесницу, и она закачалась от сильного удара. В следующее мгновенье ястреб налетел на Равана  и стал бить его крыльями, стараясь сбить его на землю.   Но Равана смог выхватить меч и ударил по кругу птицы. Ястреб схватился когтями за край колесницы, Равана  следующим ударом отрубил ему ноги, и изрубленное тело птицы упало на землю.

    (Рамаяна гл.12)

    Разве Раван в ситуации, когда подвергся неожиданному нападению, мог поступить иначе?



  • главная