Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

     

    Краткая история цивилизации Магадха-Андхры.

     ( факты без комментария)

    Фаза обскурация. (Старость).

    3,4,5  век н.э.

    Периоды: надлом, реорганизация, инерционный.

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

     

    Вишну. Индуисткий храм. Шри-Ланка.   (Фото Лимарева В.Н.

  • Индия (1-4 век н.э.) (карта)
  • Индия 1-5 в н.э.(карта)
  • Империя Сатавахана (Государство Андхра), 3 век до н.э. - 3 в н.э.(карта)
  • Первая половина 3 века  н.э.

    Гибель империя Сатаваханов (Государства Андхра).

    Дурга. (Индия.  Кушанская империя. 1-2 в н.э. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.)

    Краткая запись в «Истории Древнего мира» ( А.Н. Бодак. И.Е. Войнич и др.):

    «До сих пор не известны причины распада государства Андхра, которое прекратило свое существование в первой половине 3 века н.э.»

    О периоде расцвета могучей империи Сатаваханов мало что известно, а о периоде упадка, распада империи,  почти нет никакой информации.

    Последние правители империи Сатаваханов:

    ·        Шри Яджня Сатакарни, махараджа Андхрадеши 178-207 г н.

    ·        Виджая, махараджа Андхрадеши 207-213 г н.э.

    ·        Чандра Шри Сатакарни, махараджа Андхрадеши 213-216 г н.э.

    ·        Пулумави III, махараджа Андхрадеши 216-224 г н.э.

    Династия Сатаваханов прекращается в 224 г н.э. Можно условно считать этот год – годом гибели империи.

    Так как нет никаких сведений о завоевании империи пришлыми народами, то можно предположить, что империя распалась не множество  мелких княжеств, находящихся в постоянной борьбе друг с другом.

    Самым крупным из них было государство Вакатаков, образовавшиеся в 255 г. н.э.

    Распад империя Сатаваханов, вероятно, произошел в результате антибуддийского восстания. В своих трудах Л.Н. Гумилев говорит от раджпутской революции, якобы происходившие в империи Гуптов в 8 веке, но я предполагаю, что он описывает события происходившие в империи Сатаваханов в 3 веке.

  • Цыгане – это неприкасаемые бежавшие из Индии.
  • Поклонения короля Будде. Сред. живопись.  Шри-Ланка.

    3 век н.э.  н.э.

    Шри-Ланка в 3 веке.

    В начале 3 века при сильном короле Сиринага I (196-215 г н.э.)  на Шри-Ланке был стабильный период, опираясь на буддистов направления хинаяна, король успешно передал бразды правления своему наследнику  Вохарика Тисса (215-237 г н.э.). Вохарика Тисса так же опирался на монахов хинаяна. Он усовершенствовал законодательство и в частности: запретил применять членовредительство или пытки при судебных процедурах. На государственном уровне буддийская школа махаяна было квалифицирована  как ересь.

    После смерти Вохарика Тисса, Шри-Ланка вслед за материковой Индией, вступила в период нестабильности. Об этом говорит частая смена правителей на острове.

    Стабилизация наступила  с приходом к власти династии Ламбакарна, свергшей короля Виджяйду (247-248 н.э.) в 247 году.

    Династия Ламбакарна укрепила государственность на острове, но в своей политике не поддерживала однозначно ортодоксов (хинаяна). Король Махасен (276- 302  г н.э.) стал покровительствовать сектам еретиков, в том числе секте Сагалийя, монастырь которой располагался  у ступы  Абхайягири Дагабу, для монастыря он построил  17 водоемов. Кроме этого ирригационные работы были проведены по всей стране.

    С ортодоксами (хинаяна) король так же стремился поддерживать хорошие отношения.  Вероятно боясь нового усиления ортодоксов, он проводил политику противовесов, что уровняло ортодоксов с еретиками и снизило их влияние на власть.

    Рама и его брат Лакшмин. (Империя Гупты).

    В его правление была построена самая  высокая и самая большая из ступ Анурадхапуры Джетаван  - самое высокое и самая большая из ступ Анурадхапуры и высочайшее кирпичное строение Древнего мира.  Изначально она имела высоту более 121 метра.

    О правителях этого периода противоречивые сведения.

    3 век  н.э.

    Социальные и религиозные распри в империи Сатаваханов.

    Причиной гибели империи, вероятно, было вырождение  и дискредитация правящей элиты, превратившая буддизм в инструмент для эксплуатации населения, Толчком  к недовольству могли быть неурожаи и голод  и обострившиеся на этом фоне религиозные и социальные противоречия. 

    Но это только предположения, достоверных данных нет.

    О том, что обострились религиозные противоречия, свидетельствует факт, что буддизм окончательно в это время распадается на два религиозных течения: хинаяны и махаяна. В индуизме формируются два религиозных течения: шиваизм и вишнуизм.

    Приверженцы шиваизма побеждают в Тамилнаде (Чола, Пандья), представители вишнуизма берут верх к северу от Тамилнада.

    Новое направление буддизма махаяна побеждает окончательно на материковой Индии,  приверженцы хинаяны побеждают на острове Шри-Ланка.

    Голова Будды. Кушанская империя.    2-3 в н.э. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Буддизм махаяна в материковой и Индии все больше начинает сближаться с вишнуизмом. В тоже время на приверженцев буддизма  хинаяны начинаются гонения, которые в конце 3 века начинаются и на Шри-Ланке.

    Будда объявляется одним из воплощений бога Вишну, к 8-9 веку буддизм махаяна фактически поглощается вишнуизмом. Но в Тибете буддизм направления махаяна сохранился и  получил дальнейшее распространение  в Китае, Японии, Вьетнаме, Корее…,  ассимилируя там с местными религиями.

    Первая половина 3 века  н.э.

    Политическая раздробленность в северной Индии.

    Буддизм теряет свои позиции как в империи Сатаватханов, так и в Кушанской империи. Известно, что последним император Кушанской империи был Васудэва (166-198), который правил опираясь на брахманистов.

    В распавшейся кушанской империи, так же как в империи Сатаватхангов, велась борьба между различными религиозными течениями.

    Уже во второй половине 2 века Кушаны практически  потеряли владения в Индии, где образовалось ряд самостоятельных государств, крупнейшее из которых Западные Кшатрапы (Малва).

    В III веке н. э. кушаны потерпели поражение в столкновении с Сасанидским государством.

    В 245-248 г н.э. правитель Сасанидского государства  Шапур 1, нанес поражение кушанам  и  часть владений кушан в Средней Азии отошли к Сасанидскому государству.

     Дальнейшая военная экспансия персов в 3-4  веке привела к полному завоеванию кушанского царства.

    Поклонение Будде.  Гандухара (совр. Пакистан). 2-3 в н.э. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    В 357 -358 г н.э. Шахиншах Шапур 2 организовал поход на восток и окончательно присоединяет остатки Кушанского царства к государству Сасанидов.

    3 век 

    Заморские территории империи Сатаваханов.

    После развала империи Сатаваханов образовалось множество мелких государств в Юго-Восточной Азии, Индонезии, Малайзии, Бирме… В этих государствах так же шла непримиримая борьба между различными религиозными направлениями.

    В большинстве этих государств  государственной религией был буддизм.

    Государство Фухань

    В государстве Фухань существовавшей на территории современной Камбоджи

    Господствующей религией был буддизм хинаяны.

    В 3-4 веки период расцвета государства Фухань. Столицей государства становится Вьядхапура (около современного Анкор Борей).

    Под влияние Фухань попадает монское государство Дваравати.

    В 4 веке новый поток  переселенцев из Индии, империи Гуптов, и  верх в Фухане берут приверженцы индуизма, государство ослабевает и распадается на отдельные княжества: отделяется государство Дваравати, образуется государства Ченла Вода  и другие.

    В 6 веке в Камбодже начинается объедение княжеств  в единое государство Срок-Кхмер.

    Государство Тьямпа (Чампа).

    Индийские колонии на территории центральной части современного Вьетнама во 2 веке  образовали государство Тьямпа. Господствующей религией в государстве был брахманизм. В середине 3  века китайцы совершили грабительский военных рейд по Вьетнаму и  опустошили государство Тьямпу, после этого Тьямпа постепенно стала попадать под влияние Китая, в 5 веке признала вассальную зависимость от Китая.

    Государство Пегу.

    Возникновение монское государство Пегу историки относят к 1 веку до н.э. Моны вели активную борьбу с вторгшимися на север тибето-бирманскими племенами  пью.  Буддийское государство Пегу распространило свое влияние на монов, проживавших в районе реки Менам (Чао-Прайя). После победы в Индии индуизма, государство продолжало придерживаться буддизма и подергивать тесные религиозные связи со Шри-Лакой.

    Государство Дваравати.

    Государство Дваравати (Татон) возникло во 2 веке до н.э. (отделившись от государства Пега) на занимаемых монами территории  в бассейне реки Менам (Чао-Прайя) в Таиланде и  частично Бирме.  Государственной религией  Дваравати был буддизм. Государство, после распада империи Сатаваханов, попало в зависимость  от государства  Фухань, но приобрело независимость после  того, как в Фухане победили приверженцы индуизма, и государство Фухань  ослабло. Моны остались верными буддизму и поддерживали религиозные отношения со Шри-Ланкой. Наиболее ранние надписи Государство Дваравати (на монском языке и на санскрите) датируются 4—6 вв.

    Государство Шрикшетра

    В долине реки Иравади в Бирме (Мьянме) тибето-бирманскими племенами  пью было образовано несколько буддийских  княжеств. Сначала они образовали племенной союз Проме, а затем союз превратился в государственное образование,  ядром которого стали индийские колонии.  С четвертного века это государство известно, как государство Шрикшетра. 

    Индийские государства в Малайзии.

    После распада империи Сатаваханов, в Малайзии на базе торговых факторий образовалось несколько буддийских княжеств, которые сразу попали и в зависимость от государства Фухань, затем от индонезийского государства Шривиджайи (на о. Суматра), а затем от государства Чола (юг Индии). Буддизм был вытеснен индуизмом.

    Голова богини. индия. Гупта.5 век.  Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Индийские государства в Индонезии.

    Наиболее тесны связи империи Сатаваханов были с Восточной Суматрой.

    В 1-3 веках складывались в Индонезии  индианизированные государства,  ядром которых были торговые фактории. Их было несколько десятков. Наиболее крупное из них было государство Тарумава в северо-западных областях острова Ява. На восточном Калимантане  возникло в 4 веке государство Кутай. Буддизм в этих государствах  не закрепился.

    255 -360  г н.э.

     

    Государство Вакатаков.

    Вииндхъяшакти - царю  родного из княжеств образовавшихся после распада империи Сатаваханов удалось объединить под свои правлением области между реками Нарбада и Кришна и образовать государство с правящей династией Вакатаки.  Во время южных походов  Самудрагупте (335-380 г н.э.) при царе Вакатаков Рудрасене1 (335-360 г н.э.), государство было захвачено, но не вошло в состав государства Гуптов, а стало зависимым от империи Гуптов. Следующий правитель Вакатаков Рудрасене1 (сын Рудрасене1) был связан династическим браком с дочерью гупского царя  Чандрагупте 2  (380-415 г н.э.), что усилило влияние гуптов в государстве  Вакатаков, и привело к окончательной потере самостоятельности.

    Подчинение Вакатаков империи Гуптов привело к окончательному вытеснению вишнуизмом в государстве Вакатаков буддизма махаяна.

    4 век н.э.

    Образование империи Гуптов.

    В начале IV века Индия представляла собой большое количество мелких и мельчайших государств, различных по форме  правления и уровню развития.

    Одним из местных царьков в конце 3 начале - 4 века на территории Магадхи был Гупта, по имени которого  называется династия. С правления внука Гупта, царя Чандрагупты1 (320-335 г н.э.), носившего титул  - правитель великих царей, начинается история государства Гуптов.  Империя Гуптов образовалась при его сыне Самудрагупте, который вел активную завоевательную политику. Придворный поэт Харишена рассказывает нам о блистательных победах Самудрагупте (335-380 г н.э.), победившего девять царей в  долине Ганга  и двенадцать царей в Южной Индии. Но Южная Индия полностью  не вошла в империю Гуптов, некоторым царям входивших в 3 веке в империю Сатаваханов удалось отстоять свою независимость, оставаясь на правах вассальных территорий выплачивающих Магадхе дань. На юге Индии отстояло свою независимость государство Поллавов, оно стало гегемонов на юге Индии, подчернив Тамилнад.

    Не вошли в империю Гуптов и Западные Кушаны. Западные Кушаны были захвачены гуптами только в начале 5 века.

    Император Самудрагупта ввёл жертвоприношение коня как символ господства гуптов над арийской Индией.

    Государственной религией в империи Гуптов  был индуизм. Известно, что император Гупты Чандрагупте 2  (380-415 г н.э.) приверженец вишнуизма, а его сын Камарагупта (415-455 г н.э.)  был приверженцем шивизма.

    4 век н.э.

    Разделение династии Ламбакарна в Шри-Ланке  на старшую и младшую династии.

    В очень туманной форме Х.У. Кодрингтона  сообщает о разделении королей на старшую и младшую династии. Х.У. Кодрингтона  пишет «Из так называемой "Старшей династии" более трети монархов закончили свои дни насильственной смертью».

    Вероятно, разделение династий привело к разделению государства на 3 царства;  царство Раджараттха  со столицей в Анурадхапуры, и царства Малая и Рохана на юге острова).

     В Анурадхапуры правила «старшая династия» оперяясь на реформаторов буддизма, а где-то в Сигирии или Джамбулле и южнее правили «младшие династии», опираясь на  ортодоксов.

    352- 379 г н.э.

    Король Кит Сири Меван – правитель Шри-Ланки. Зуб Будды.

    Принцеса Хемамала и принц Датта перед отъездом в Шри-Ланку из Калинги. Шри-Ланка. Канди   (Фото Лимарева В.Н.

    Король Кит Сири Меван правил с 352 по 379 г н.э. и  был современником императора империи Гупта Самудрагупте (335-380 г н.э.) которому  он посылал дары (скрытую дань). Дары посыл король Меван вынужденно, так как Самудрагупте совершал свои южные походы и покорил двенадцать царей в Южной Индии, которые признали Самудрагупте, как императора, и объявляли о  своей  вассальной зависимость от империи Гупта.  Предупреждая вторжение, король Меван, так же признал зависимость государства сингалов от империи Гупта. В Магадху была послана делегация из Шри-Ланки  с дарами и с просьбой разрешить недалеко от священного дерева Бодхи построить буддийский монастырь. Был ли построен монастырь  в государстве, где буддизм не пользовался покровительством  властей, неизвестно.

    В это время на материковой Индии было гонение на буддистов, так как сами правители из династии Гупта были приверженцы индуизма, поэтому спасая свою главную реликвию, буддисты переправили её в Шри-Ланку  - Зуб Будды.

    Бежавшие из Индии буддисты переправлялись в другие страны через порты государства Калинга.

    Свешенная реликвия храма — «Зуб Будды» — был привезен на Цейлон в 371 году.

     По преданию, Гухазива - правитель Калинги, терпя поражения в войнах и опасаясь за судьбу своего государства, решил отправить святыню на Цейлон. Его дочь Хемамала спрятала «Зуб Будды» в прическе и в сопровождении своего брата  принца Датта переправила реликвию на остров, в одно из государств острова.  

    Первая половина 5 века.

    Буддист.(Средневековая статуя). Сигирия. Шри-Ланка. Фото Лимарева В.Н.

    Монах Буддхагхоша создает комментарии к канонам буддийской школы тхеравада.

    Буддхагхоша «голос Будды» родился в Магадхе во время, когда власть принадлежала Гуптам - приверженцам индуизма,  недалеко от  Бодхгая, места, где Будда достиг просветления. Буддхагхоша родился в брахманской семье, но заинтересовался  буддизмом и стал буддийским монахом. В буддийских монастырях Магадхи он изучил буддийские каноны,  там он написал несколько религиозных трактатов. Наиболее известен его оригинальный труд «Висуддхи-магга» («Путь к чистоте»), три части которого соответствуют триаде буддийских монашеских практик: нравственности, сосредоточенному созерцанию и мудрости (шила-самадхи-праджня). Для знакомства с традиционным  (ортодоксальным) буддизмом   Буддхагхоша отправился в Анурадхапуру и поселился в монастыре Махавихара, центре ортодоксального буддизма на Шри-Ланке (направление в буддизме  хинаяна, школа Тхеравада).  Изучив работы по буддизму в библиотеке монастыря, Буддхагхоша составил комментарий (Аттхакатха) на пали к большей части Типитаки, и вернулся в Индию.

    Его деятельность по переводу сингальских комментариев к буддийскому канону с древнесингальского на пали имели своей целью сделать сингальскую традицию более доступной, обеспечить ее распространение и за пределами Ланки.

    Труды Буддхагхоша канонизированы буддийской школой Тхеравада.

    410 - 432 г н.э.

    Маханама - правитель царства Раджараттха  со столицей в Анурадхапуре.

    В период правления короля Маханама  главное государства Шри-Ланки Раджараттха процветало.

    Король Маханама был покровителем ремесел и искусств.

    В 411-413  г  Шри-Ланку посетил известный китаец буддийский монах паломник  Фа-Сянь. Он прожил в монастыре Абхаягири два года, где изучал древние буддийские рукописи.  Абхаягири, где был центр буддистов направления махаяна, в это время процветал под покровительством короля Маханама. В монастыре жили 5 тысяч монахов.  В монастыре был холм, на котором стояла статуя Будды, сделанная из зеленого нефрита, высотой около двадцати футов. Статуя Будды сияет семью драгоценными камнями, и ее блеск и величие не поддается описанию. В правой руке она держит бесценный жемчуг». Фа-Сянь говорит также, что Священный Зуб Будды находился в этом монастыре в течение трех месяцев каждого года.

    Королевская свита. (Средневековая живопись.) Шри-Ланка.

    Другой крупный буддийский монастырь, в котором жили буддисты махаяна, был в Сигирии, там же была и резиденция короля. Вероятно, при короле Маханама была построена на горе в Сигирии  крепость, где  у подножья горы была царская резиденция  с бассейнами, парками и фонтанами. Из резиденции поднималась дорога в гору, на скале  вдоль дороги были созданы фрески, напротив фресок - зеркальная стена на которой эти фрески отражались. Фрески, изображающие процессию принцесс или дворцовых дам, всего около 500 фресок (сохранились только 18). Далее был проход на вершину горы между лапами огромного льва. На вершине горы так же был дворцовый комплекс с бассейнами и садами.

    В официальной столице Анурадхапуре в это время был квартал предназначенный для проживания иностранных купцов. В городе проживала небольшая персидская христианская колония, о чем говорит найденный несторианский крест.   Торговые же связи Шри-Ланки были в это время с  Римской империей, о чем свидетельствуют латинские медные монеты 4 века н.э. найденные, как   Анурадхапуре, так и в Сигирии. Главным порт острова находился  на севере- западе  в Махатиттхе.

    Царь Маханама владел не всем островом, на юге острова существовали другие буддийские государства. Это Рохана и Малая.

    Дворцовый комплекс 5 века на вершине горы. 5 век. Сигирия. Шри-Ланка.  Фото Лимарева В.Н.

    Со смертью Маханамы, не оставившего прямых наследников, основная линия династии Ламбакарна пресеклась. В Анурадхапуре началась борьба за престол. Шриланкийские хроники сообщают о коротком правлении в государстве трех царей.

    433 - 459 г н.э.

    Тамилы захватывают государство Раджараттха  со столицей в Анурадхапуре.

    На юге Индии в Тамилнаде  в 5 веке гегемоном были государство Пандья со столицей в Мадурае, которая с другими тамильскими княжествами поддерживала вассальные отношения.

    В 433 году, воспользовавшись смутным временем в  Раджараттхе, тамилы, возглавляемые принцем  Панду, высадились на остров и захватили Анурадхапуру, а затем и всю территорию Раджараттха. Сингальская знать бежала в горы на территорию государства Рухуна, где им удалось остановить военную экспансию тамилов. Независимым осталось и царство  Малая, в районе современного города Коломбо.

    В Анурадхапуре правят наместники из Мадурае. За указанный период сменилось 6 тамильских правителей.

    Проход в крепости Сигирия.  Сигирия. Шри-Ланка.  Фото Лимарева В.Н.

    459 -477 г н.э.

    Правитель государства сингалов Рухуну король Дхатусен освобождает Анурадхапуру.

    Борьбу с втершимися тамилами возглавил правитель государства Рухуна король Дхатусен, и ему удалось в 459 году захватить Анурадхапуру. Король Рухана, из древнего рода Мории,  стал королем объединенного государства и основал новую династию Мории. На Шри-Ланке наступил новый мирный период,  король активно приступил к восстановлению того, что было разрушено, он в частности приводил в порядок ирригационною систему на острове. Столицей вновь стал город Анурадхапура. Вероятно север острова, включая порт  Махатиттхе, так и не был полностью им освобожден. Можно предположить, что король в правлении опирался на ортодоксов, т.к. сторонников течения хинаяна.

    Ремонт ступы под наблюдением короля. Анурадхапура. Шри-Ланка.  Фото Лимарева В.Н.

     

    477- 495  г н.э.

    Междоусобица в Шри-Ланке.

    Знатная дама. 5 век. Сигирия. Шри-Ланка.  Фото Лимарева В.Н.

    Борьба за трон в сингальском государстве началась ещё при жизни короля Дхатусену. Его сын, не имеющий право на престол Кассапа 1 (мать Кассапы была наложницей), сверг отца и объявил себя правителем. Законный наследник престола  Моггаллан 1 бежал к тамилам, и, опираясь  на вражеские войска, начал борьбу за престол. Кассапа бежал в крепость Сигирия. ( Кассапе 1 приписывают строительство этой крепости, что вызывает сомнение. Во время междоусобицы он не располагал необходимыми ресурсами, хотя работы оборонительного плана, безусловно, велись). Какой территорией владел Кассапа 1, а какой территорией  владел его брат Моггаллан, нет полной ясности. За Кассапой 1, вероятно, была Рухана и часть Раджараттхе с Сигирией, равнинная часть с  Анурадхапурой принадлежала Моггаллану 1.

    В 495 году Моггаллан 1 разбил войска  Кассапы, Кассапа покончил собой,   Сигирия  стала частью его царства со столицей в  Анурадхапуре. О взаимоотношении Моггаллан 1 с тамилами нет ясности.

    Фонтан 5 века. Сигирия. Шри-Ланка.  Фото Лимарева В.Н.

    Конец 5 века н.э.

    Буддизм в Индии в конце 5 века.

    В империи Гуптов, буддизме был государственной религией. Буддисты не преследовались, но благодаря активной деятельности вишнуитов, объявивших, что Будда одна их аватар бога Вишну, ассимилировал.  Позиции буддизма были сильны в горных районах Магадхи.

    В Бенгалии, так же вошедшей в империю Гуптов позиции буддизма были так же сильны, там не удавалась индуистом искоренить буддизм.

    Бенгалия оставалась вторым центром буддизма в Индии после Шри-Ланки, там, как и на Шри-Ланке шла непримиримая борьба между двумя ветвями буддизма махаяна и хинаяна.

    Размышляющий бодхисатта Падмапан. 2-3 в н.э. Гиндхара. Эрмитаж.   (Фото Лимарева В.Н.)



  • главная